Ребёнок не может сосредоточиться. Какие причины проблемы с концентрацией внимания у ребенка?
Концентрация на изучении новой информации является одним из ключевых элементов успеваемости ребенка в школе. Чем лучше учащийся или ученица умеет концентрироваться, тем легче усваивается новый материал. Устойчивое внимание на предмете начинает формироваться с 9 лет, но и школьнику младших классов это нужно. Как же повысить концентрацию ребенка? Об этом мы и поговорим, но сначала о причинах.
Почему ребенок теряет концентрацию
Самые распространенные причины того, что школьники и школьницы теряют внимание, таковы:
- Сложность задания – выбирайте упражнения для детей в соответствии с их возрастом;
- Отвлекающие факторы – телевизор, телефон, игровые приставки, домашние животные;
- Плохое питание – особенно влияет на завтрак, главный прием пищи;
- Нарушение сна – ребенок должен спать не менее 8 часов;
- Личные проблемы – чаще всего семейные, старайтесь отделять школьника от них;
- Отсутствие мотивации – если вы не можете найти ее самостоятельно, то следует обратиться к специалистам;
- Недостаточная физическая активность – физическая вялость ухудшает концентрацию;
- Неорганизованное рабочее место и учебные материалы – наведите порядок с учебниками, тетрадями, уберите стол, за которым ребенок учится.
А теперь дадим несколько советов, как положительно отразиться на концентрации школьников.
Не торопите ребенка
Когда родители делают домашнее задание с ребенком, они не должны напоминать, что нужно выполнить еще одно ДЗ по другому предмету и добавлять, что времени мало. В такие моменты внимание малышей переключается на этот самый предмет, который еще нужно успеть сделать за сегодня. Чем сложнее задача, тем больше времени нужно на задачу – не спешите и не напоминайте о том, что время подходит к концу. Напомните о математике при чтении – ребенок будет думать о математике.
Уберите все, что отвлекает
Современные дети много времени проводят с телефоном, так что это первое, что нужно забрать – по крайней мере, на время обучения. Если это домашние условия (как при дистанционном обучении), и есть определенные отвлекающие внимание элементы интерьера (постеры, декор, украшения) – заберите это. Попытайтесь провести эксперимент над собой – что лично вас может отвлекать в помещении, и начните с этого.
Отдых должен быть
Как правило, после отрезка высокой концентрации наступает обратное – расконцентрация. В начальных классах у детей потеря внимания наблюдается уже через 30-40 минут фокусировки, к концу третьего класса этот показатель несколько увеличивается – до 50 минут.
Очевидно, что детям нужна передышка, и здесь можно применить так называемый метод помидора: после 25 минут напряженных занятий необходимо взять тайм-аут на 5 минут. В эти минуты отдыха можно выпить воды, сделать небольшое движение, и главное – никакой мозговой активности.
Упражнения на внимание
Это очень просто. Дайте ребенку какой-либо предмет и попросите рассказать о нем в течение одной минуты. Затем заберите этот предмет, спрячь подальше, и попросите рассказать о нем еще больше, подробнее.
Попробуйте таблицы Шульте – таблицы, в которых в хаотическом порядке размещены числа. Для детей это небольшие таблицы на 15–20 чисел. А задача такова: как можно скорее найти в таблице все числа в порядке возрастания или же, наоборот, убывания.
Интересное упражнение «Цвета»: на листе или экране изображены слова – названия цветов. Сами названия имеют не тот цвет, который означает слово (например, зеленый написан красным шрифтом). Ребенок должен назвать верно именно цвет слова.
И еще одна игра – «Что на столе». На столе располагаются разные предметы, ребенок рассматривает их 10 секунд, затем закрывает глаза и рассказывает, где, что и в каком положении находится на столе.
Кодовое слово. Придумайте кодовое слово – любое – и в момент, когда вы замечаете, что концентрация ребенка ухудшается, вы произносите его. То есть функция кода – привлечь внимание и вернуть к тому, чем ребенок занимался. Конечно же, перед этим выберите кодовое слово вместе.
Есть много причин для отвлечения и нарушения концентрации, поэтому нужно подобрать действенный метод, который поможет сосредоточиться на задании в нужный момент.