Ключевые компетентности учащихся: что это такое и какими они бывают

Что такое компетентности учащихся и каковы они?

Цель обучения в школе — формирование активных и творческих всесторонне осведомленных личностей. Мало знать — нужно действовать. Компетентностное содержание образования предполагает объединение всех учебных предметов в единый комплекс с этой целью.

Умения должны являться средством личностного развития, социализации, успешного профессионального становления и обустройства личной жизни. У детей появляется возможность решать повседневные проблемы в реальной жизни, а не только за школьной партой.

Каждый предмет способствует развитию знаний, умений, навыков и способов деятельности. Они составляют содержание отдельных компетентностей. Это необходимо для успешного усвоения информации и возможности ее дальнейшего применения.

Разработка образовательных стандартов и программ и введение определенных методов обучения должны учитывать необходимость формирования ключевых компетентностей. Они появляются в процессе творческой деятельности.

Компетентностькачество личности, ее определенное достояние, основанное на знаниях, опыте, нравственных началах. Она проявляется в критический момент благодаря умению находить связь между ситуацией и знаниями, в принятии адекватных решений насущной проблемы (По Шишеву С. Н.). Определение действий в нестандартной ситуации.

Конкретную сферу деятельности, определенную систему вопросов, в которых личность должна быть хорошо осведомлена, называют компетенцией. Это набор знаний, умений, навыков. Они определяют, как человек будет поступать в стандартной ситуации.

Ожидаемые результаты учебно-познавательной деятельности сформулированы в терминах компетентностного подхода: знающий компонент, деятельностный и ценностный.

Значительныйумение формулировать и приводить примеры;

Деятельныйспособность распознавать, различать, описывать, анализировать, сравнивать, планировать;

Ценностный умение осознавать, критически относиться, оценивать, обосновывать, делать выводы, высказывать суждения.

Образовательные компетентности ученика имеют значение не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущей работе.

Выпускник школы – это патриот, носитель украинской культуры, компетентный говорящий. Человек способен к самообразованию, ответственный в общественной и личной жизни, способен к предприимчивости и инициативности. Важно умение использовать достижения науки и техники, особенно в эпоху, когда учиться и работать можно прямо из дома.

Основные задачи образовательного процесса в школе:

  • воспитание стойкой мотивации;
  • формирование духовного мира, целостных мировоззренческих представлений, общечеловеческих ориентиров;
  • формирование компетентностей коммуникативно целесообразно и оправданно воспользоваться средствами речи в разных жизненных ситуациях и сферах общения.

Меньше теории – больше практики. Именно на этом основывается современная учеба.

 

Компетентности, ОНЛАЙН ШКОЛА 977

 

Основные компетентности

Свободное владение государственным языком и способность общаться на нем:

  • умение устно и письменно выражать мнения, чувства, четко и аргументированно объяснять факты;
  • любовь к чтению;
  • чувство красоты слова;
  • осознание роли языка для эффективного общения и культурного самовыражения;
  • готовность употреблять украинский язык как родной в разных жизненных ситуациях;
  • способность общаться на родном (в случае отличия от государственного) и иностранных языках;
  • активное использование родного языка в различных коммуникативных ситуациях, в частности, в быту, образовательно, процессе, культурной жизни общества;
  • овладение навыками межкультурного общения.

Математическая компетентность:

  • выявление простых математических зависимостей в окружающем мире;
  • моделирование процессов и ситуаций с применением математических отношений и измерений;
  • осознание роли математических знаний и умений в личной и общественной жизни человека.

Компетентности в области естественных наук, техники и технологий:

  • формирование любознательности, стремление искать и предлагать новые идеи;
  • самостоятельно или в группе наблюдать и исследовать;
  • формулировать предположения и делать выводы на основе проведённых опытов, познавать себя и окружающий мир путем наблюдения и исследования.

Инновационность:

  • открытость новых идей, инициирование изменений в близкой среде;
  • формирование знаний, умений, отношений, являющихся основой компетентностного подхода, обеспечивают дальнейшую способность успешно учиться, осуществлять профессиональную деятельность, чувствовать себя частью общества и участвовать в делах общества.

Экологическая компетентность:

  • что предполагает осознание основы экологического природопользования;
  • соблюдение правил природоохранного поведения, экономного использования природных ресурсов, понимая важность сохранения природы для устойчивого развития общества.

Информационно-коммуникационная компетентность:

  • овладение основами цифровой грамотности для развития и общения;
  • способность безопасного и нравственного использования средств информационно-коммуникационной компетентности в обучении и других жизненных ситуациях.

Обучение на протяжении жизни:

  • овладение умениями и навыками, необходимыми для дальнейшего обучения;
  • получение новой информации с целью применения ее для оценки учебных потребностей;
  • определение собственных обучающих целей и способов их достижения.

Гражданские и социальные компетентности:

  • осознание равных прав и возможностей, предусматривающих сотрудничество с другими лицами для достижения общей цели;
  • активность в жизни класса и школы, уважение прав других лиц, умение действовать в конфликтных ситуациях, связанных с различными проявлениями дискриминации;
  • бережное отношение к собственному здоровью и сохранение здоровья других людей, соблюдение здорового образа жизни.

Культурная компетентность:

  • предполагает привлечение к разным видам художественного творчества.

Предприимчивость и финансовая грамотность:

  • инициативность, готовность брать ответственность за собственные решения;
  • умение организовывать деятельность по достижению целей; осознание нравственных ценностей эффективного сотрудничества, готовность к воплощению в жизнь инициированных идей, принятие собственных решений.

Содержательные линии помогают обеспечить целостность обучения.

 

  • Языковая содержит перечень вопросов, обязательных для усвоения теории языка.
  • Речевая гарантирует целенаправленное формирование умений и навыков, позволяющих сделать процесс развития речевых и коммуникативных проще.
  • Деятельная содержательная линия важна для приобретения опыта.
  • Социокультурная обеспечивает процесс социализации.

Образовательные компетентности важны в процессе реализации личностно ориентированного подхода к образованию. Они учитывают не только знание, но и отношение к ним. Необходимы для качественного процесса обучения.

Признание компетентностного подхода ведущим в обучении означает формирование не только предметных, но и ключевых компетентностей. Предпочтение отдают не знаниям, а деятельности. Учебный материал полезен и за пределами школы.

Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

telegram