Эмоциональное развитие ребенка: как понять эмоции школьника?
Мы привыкли проявлять эмоции каждый день. Они неотделимая часть нашей жизни. Взрослые умеют их скрывать и могут контролировать. Дети же проявляют напрямую. Их эмоциональное развитие зависит от семьи и окружающих. Также следует учитывать физиологию. Темперамент определяет поведение и реакцию. Родители могут обеспечить гармоничное эмоциональное развитие, когда учитывают потребности детей и понимают возрастные особенности.
Дети выражают эмоции сразу и совсем не маскируя их. Расстроены — плачут, а через минуту, получив желаемое, уже радуются и искренне смеяться. Быстрое переключение между эмоциональными состояниями не означает, что неискренность. Однако иногда дети отлично манипулируют взрослыми.
Вы когда-нибудь говорили: «Не плачь, ты же мальчик», «Успокойся, хорошие девушки так себя не ведут», «Как тебе не стыдно, посмотри, сколько здесь людей». Неприятно, когда чадо капризничает. К примеру, требует новую игрушку или упирается и не хочет идти.
Вот только причины такого поведения могут быть разными. Если всегда просить успокоиться, то тем самым нивелируем эмоции ребенка. Показываем, что для нас неважно, что он чувствует.
«Мнение посторонних важнее. Делай так, как я говорю, я старше, знаю больше» — это то, что слышит ребенок.
Он может быть уставший или голодной в этот момент, поэтому и капризничает. Иногда просто хочет, чтобы на нее обратили внимание или похвалили ее.
Эмоции – реакции которыми управлять до конца не получается. Сильные чувства, переживания человека, определяемые обстоятельствами, настроением или отношениями с другими.
Что же делать, чтобы успокоить ребенка, но показать, его эмоции важны, его чувства имеют для нас значение?
Взрослые помогают ребенку справиться с сильными переживаниями.
Сначала нужно выяснить причины: «Что случилось? Что тебя тревожит, огорчает?» Если она заключается во внешних раздражителях, то нужно убрать их. Неудобная одежда. Жарко. Ребёнка это может раздражать.
- Хочет есть. В какой-то момент он не выдержит и начнет жаловаться или плакать.
- Если чадо чрезмерно возбуждено, громко проявляет радостные эмоции и не обращает внимания на других, то нужно объяснить, почему вы просите вести себя тише. Найти другой способ выразить эмоции. Нарисовать, показать жестами. Превратите это в игру. Конечно, не всегда такой метод подойдет.
Кто-то обидел. Рядом с вами ребенок будет чувствовать себя в безопасности, дайте понять, что никому не позволить навредить его, проявите заботу. - Тревога не всегда исчезает, если просто поговорить. К примеру, когда нужно идти к стоматологу. Неприятные ощущения, незнакомый человек, переживание. И в этом случае раздражитель никуда не денешь. Покажите пример, чем спокойнее вы, тем более спокойный ребенок.
- Не забывайте хвалить. Даже по пустякам. Ваша любовь самая ценная.
Иногда дети ревнуют, особенно если их у вас двое или больше. Самым молодым приходится уделять много времени, но старшие тоже хотят, чтобы вы проводили с ними время.
Иногда им кажется, что вы любите их не так сильно. Найдите минутку поинтересоваться делами. Интересами или новыми знакомыми.
Не нужно заставлять старших постоянно присматривать за братиками или сестричками. Они не должны чувствовать себя няньками.
Опека взрослых – условие положительного эмоционального развития. И остерегайтесь переборщить.
- Упал и разодрал колено. Нужно пожалеть, а не только обработать рану. Объясните, что понимаете, как ребенок чувствует себя, что ему больно. Нормально, если он плачет.
А когда вы видите, что ребенок упал, но он действительно не ранился, может подняться сам? Начнете расспрашивать: «Болит?» Тогда он обязательно расплачется.
В первые секунды даже можно увидеть, как меняется выражение лица, ребенок думает: плакать и просить внимания или играть дальше, потому что не болит. Капризничает, потому что привык, что в такой ситуации пожалеют.
Сработает прием: «Подойди, я тебя подниму». Ребенок встанет сам, подойдет, так что если вы его обнимете, причин плакать не будет. Но это только тогда, когда нет травм и ребенок чувствует вашу заботу. Игнорировать вообще тоже нельзя.
Комфортно там, где меньше ограничений и запретов.
Дети тоже учатся распознавать эмоции и копировать взрослых… А еще манипулировать ими. Будьте осторожны, чтобы это не вошло в привычку.
Ребенок хочет то же, чем играет другой, не делится сам. Обратитесь к эмоциям и проведите параллель, склоните к сочувствию: «Ты же не хочешь, чтобы твой друг плакал, потому что у него нет мячика?» Желание вызвать радость перевесит. Ребенок знает, как это плакать самому и захочет помочь. Взрослый может описать свои эмоции и показать пример. На самом деле ребенок учится именно тогда, когда подражает родителям. Даже существует выражение: «Не важно, как вы воспитываете детей, потому что они будут похожи на вас….»
Как не стать причиной замкнутости и даже хуже психологической травмы?
- Учись хорошо, купим тебе телефон. Прекрасно, стимул есть. Но будете ли вы любить ребенка меньше, если оценки не будут идеальными?
«Веди себя хорошо — получишь игрушку». А как насчет предыдущих стараний? Ребенок был послушным к этому моменту, так не заслужил ли похвалу уже?
«Делай так, как я говорю, — и потом, когда-то, получишь то, что хочешь сейчас». А если потом это уже неактуально? Не стоит думать, что он забудет, передумает сам.
Способ постоянного откладывания заставит комплексовать и думать, что вы цените только усердие в обучении, оценки, а не его.
- Постоянно просите вести себя спокойно, сидеть тихо, не отвлекать. Ребенок, когда не способен выразить эмоции, зацикливающий их в себе может испытывать дискомфорт физически: головные боли или неприятные ощущения в животе. А причина в том, что запретили поплакать.
- Кроме того, со временем дети от взрослых узнают чувства: стыд, гордость. Они хорошо понимают настроение близких. Когда общаются с ними, создают эмоциональные портреты, зависящие от наблюдений.
Резкие изменения поведения могут быть связаны с возрастными кризисами
Отрицательные эмоции ребенка часто возникают в период кризиса 3-х лет. Причиной становится неправильно построенное общением со взрослым. Ребенок запирается, отстраняется. Это может вызвать чрезмерный контроль, если не давать пространство воображению, не позволять проявлять любопытство, инициативу или самостоятельно принимать решения и выполнять определенные действия в бытовом процессе или игре.
Делаем вывод, что в раннем возрасте ребенку сложно управлять эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Они интенсивны. Роль взрослых состоит в направлении переживаний, контроле и предупреждении негативных воздействий. Общение позволит развивать эмоции. Впоследствии более выразительными становятся более высокие чувства.
Вовлечение ребенка в наведение и поддержание порядка в комнате поможет сформировать важные навыки и даст почувствовать ответственность. Возможность выбрать, что одеть позволит понять, что выбор ребенка важен, что вы цените его мнение.
В старшем дошкольном возрасте эмоции более осознаны и управляемы. Ребенок выполняет разные виды деятельности и практикуется. Между высшими чувствами есть их тесная взаимосвязь.
В дальнейшем она только крепнет, управление эмоциями осознано, более контролируемо. Родители, друзья, знакомые продолжают оказывать влияние на формирование эмоционального интеллекта.
Причины нарушений эмоционально-волевой сферы:
- Негативное оценивание поведения или результатов труда взрослыми.
- Неудачные примеры общения со сверстниками, приводящие к разочарованию, оскорблениям и гневу.
- Конфликты, недоразумения, стрессовые ситуации. Тревожность родителей передается детям.
- Авторитарность в воспитании. Например, родители заваливают ребенка кружками и дополнительными занятиями, тогда как сам он не испытывает интереса к ним. Развивать следует то, к чему действительно есть влечение, ли то, что обязательно понадобится. Можно попробовать разные виды деятельности, но ребенок должен сам определиться, что ему нравится, а что приносит тревожность и дискомфорт.
Важные средства снятия эмоционального напряжения: отдых с семьей на природе, спорт, коллективный ужин, любимая игра или откровенный разговор.
Итак, гармоничное эмоциональное развитие необходимо для детей. Блокировать эмоции вредно. Не запрещайте выражать их. Они помогают приспособиться к миру и познать себя.