Что такое интегрированное обучение?

Суть интегрированного обучения в том, что отдельные предметы связаны, а разделы тесно соединены. У учащихся формируется целостное представление о мире. Это условие создания оптимальных условий для развития. Познавательная деятельность более эффективна и осмыслена. Дети меньше устают. Интегрированное обучение основывается на комплексном подходе. Четкие границы между разными предметами стираются и они предстают как организованная система.

По словарю украинского языка, интеграция — это объединение чего-нибудь в единое целое. Н. С. Антонов считает, что интеграция — это взаимопроникновение, уплотнение, унификации знания, проявляющееся через единство с противоположным ему процессом дифференциации, то есть разграничение.

«Процесс приспособления и объединения разрозненных элементов в единое целое при условии их целевой и функциональной однотипности» (Ю. М. Калягин, А. Л. Алексенко).

Практически, когда взаимодействуют две системы либо больше, то характеристики изменяются, поэтому возникает новенькая.

  • Первый уровень дидактической интеграции осуществляется в форме межпредметных связей. В педагогике подразумеваем межнаучные. По мнению А. Коломиец, это условие гармоничного воспитания и развивающего обучения, принцип обучения.
  • Второй уровень дидактической интеграции — синтез наук на основе определенной базовой дисциплины. В пределах одного предмета взаимодействуют разные теории.
  • На третьем уровне возникает целостная интегративная система.

Интегрированное обучение в школе

В школе наиболее распространены интегрированные курсы в начальных классах. В дальнейшем элементы интеграции тоже обязательны, хотя и менее выражены.

Проще всего реализовать такой подход, если один учитель ведет в классе несколько предметов, тогда можно проводить параллели и объединять уроки в единый комплекс.

Имеем в виду не просто сочетание без налаживания взаимосвязей, когда все слепляют в одну «кашу с комочками», а ребенок потом не может понять, что же вообще он изучает. Каждый компонент системы оказывает влияние на другие, происходит процесс взаимообогащения. Это уже новое блюдо, в котором все компоненты на местах. Пазлы составляют новую картину, у детей возникают более четкие представления о мире. Навыки приходится развивать разные.

В идеале интегрированное обучение должно задействовать все предметы и быть сквозным. С этой целью даже объединяют некоторые, что ранее изучали раздельно. К примеру, живопись и музыка становятся частями интегрированного курса, по которому дети изучают особенности всех видов искусств. Четко можно проследить связь с литературой. Хотя бы в изучении отдельных стилей и жанров. Какая же литература без языка?

Вот еще один пример: вода как химическое вещество Н2О. На земле она существует в трех агрегатных состояниях: твердом (лед), жидком (вода) и газообразном (водяной пар). Это уже физика.

Общий обычный показатель размера воды в теле здорового человека 60 либо 65 %. Понятно, что не просто воды, а определенных жидкостей. Анатомия как раздел биологии.

Океаны занимают огромную часть поверхности Земли. География.

Если в школе есть возможность связывать все эти факты в процессе усвоения новой информации, то разве понимание понятия «вода» не будет более основательным?

интегрированное обучение, Онлайн Школа 977

Критическое мышление

На сегодняшний день особенно важно критическое мышление. Дети подражают трендам, смотрят популярные шоу, не раздумывая глотают то, что навязывают социальные сети. Именно поэтому так важно научить мыслить критично, отделить истину от лжи.

Интеграция может помочь научить оценить надежность источников информации. Задавать вопросы, без которых поиск не так эффективен. Анализировать проблемные вопросы и искать разные способы решения задачи. Выражать собственное мнение, а не только воспроизводить прочитанное. Не менее важно уметь его аргументировать. Связывать изученное с реальной жизнью.

Интеграция позволяет рассмотреть проблему разных взглядов, сравнить отличия и найти правильный ответ. Только так решение будет обоснованным.

Деятельностный подход

На помощь приходит также деятельностный подход. Еще одно условие эффективного обучения.

Конкретно он касается активных способов обучения. Школа должна научить не просто бескомпромиссно соглашаться со всем, что в учебнике, а искать правду. Именно ученики и ученицы будут развивать необходимые навыки и самостоятельно искать информацию. Уже в школьные годы нужно это делать.

Младшие школьники учатся размышлять, предлагать разные решения, не бояться ошибиться.

Мы всегда находимся в коллективе, постоянно взаимодействуем с другими, не обойтись без умения выслушать и занализировать мнение друга или оппонента. Понимание того, благодаря чему общий труд будет более продуктивным, позволит взаимодействовать качественно.

Именно действовать, а не ждать, пока все разжуют.

ШКОЛА 977 способствует внедрению интегрированного обучения, проектных курсов и поддерживает идею развивать критическое мышление и творчество.

Дети любознательны и стремятся познавать новое. Творчество на первом месте. Оригинальность остается ценностью. Школа не имеет права убивать это в них.

Учитель сейчас – вдумчивый помощник, который направляет и помогает отсортировать информацию, но не навязывает.

Критическому мышлению способствуют вопросы. Сложные и обдуманные и даже элементарные наводящие. Мышление формируется в дискуссиях, обсуждениях. Когда происходит активный процесс.

Как утверждает китайская поговорка: «Тот, кто спрашивает чувствует себя дураком пять минут, а тот, кто не делает этого – дурак всю жизнь». Давайте расширяем наше мировоззрение, не боятся действовать, искать и спрашивать.

Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

telegram