Как понять готов ли мой ребенок к школе?
Такой вопрос задает себе каждая заботливая мама: «Не рано ли нам в школу?», «Не долго ли мы задержались?», «Готов ли мой ребенок к школе?»
В один прекрасный день, сидя на детской площадке, мы начинаем сравнивать знания своего ребенка со сверстниками. В ходе сравнения приходим к каким-то выводам (обычно не утешительным) и скорее заказываем прописи. Срочно уводим малыша с детской площадки и начинаем «мучить наукой».
Процесс обучения может занять разное время, в зависимости от терпения мамы и старания детёныша. Но в итоге у нас есть ряд ожиданий:1 ребёнок напишет ровные палочки, 2 запомнит буквы и 3 цифры, в этом случае то мы считаем, что он готов к школе. Возможен сценарий с развивающим центром или репетитором, но в итоге наши конечные ожидания похожи.
А вот само понятие готовности к школе намного шире и включает в себя несколько других, очень немаловажных показателей, которые родители и некоторые педагоги не всегда учитывают.
Пример первый
Девочка Маша (7 полных лет) из-за болезненности посещала детский сад редко, но очень много занималась дома с бабушкой. В конце года Машины палочки были ровнее всех в группе ее садика, она знала конец большинства сказок, умничка! Однако она все еще не умела находить общий язык с ровесниками. Именно поэтому в первом классе ей было тяжело адаптироваться, что очень огорчало бабушку.
Пример второй
Мальчик Коля (полных 7) пошел в школу «с огорода», так как летом жил в селе. Он ходил в обычный сельский садик. Как вы догадываетесь, Коля никогда не посещал никаких развивающих занятий и репетиторов. Все лето провел на пляже, спал в сене, пас коров, гонял кур и гусей и нашел еще массу интересных способов побездельничать. Ни книг не прописей в глаза не видел, и когда он пошел в первый класс (один с Машей), то удивительно быстро схватил материал и стал одним из лучших учеников в классе, опередив Машу.
Казалось бы парадокс:
Маша домашний и обучавшийся ребенок, Коля нет, а он учится лучше Маши!
У этого парадокса есть вполне здравое объяснение, и заключается оно в том, что в понятие «готовность» входят не только учебные способности, но и социальные навыки, психологическая и физиологическая готовность, а так же накопленный за годы жизни опыт.
Ребенок может прекрасно читать и считать, но иметь проблемы с пространственным мышлением, не уметь обобщать предметы или исключать лишнее, причем проблемы могут лежать именно в нехватке сенсорного опыта.
Другой вариант: будучи развитым, умственно, опережая сверстников, малыш может быть не готов физиологически или социально.
И мы с вами, как любящие родители, заинтересованы в том, чтоб наш малыш развивался гармонично. Хотим, чтоб в дальнейшем ему было комфортно общаться с учителем, соблюдать принятую в обществе субординацию, дружить с ровесниками.
Чем раньше мы озадачимся этой темой и начнем ее исследовать, тем продуктивнее будет наш труд.
И здесь, у меня для вас хорошая новость – вы, родитель читающий эту статью начали вовремя!
Если вы – родитель дошкольника, то у вас впереди есть лето, чтоб обогатить ребенка сенсорным опытом и знаниями.
Если у вас младший школьник, то при правильном подходе можно достаточно быстро и точечно ему помочь, если есть трудности.
Детская психика, очень подвижна и податлива, Слава Богу за такой подарок, малыш 5-7 лет и даже младший школьник поддается коррекции заначительно быстрее и результативнее, чем в 7 или 9-м классе, главное обратить на это внимание. Так что у вас все получится, а мы будем рады вам в этом помочь.
Мария Рыбалко,
Педагог раннего развития,
Веселая добрая мама 3х детей.
Что еще почитать:
готовим статью по схеме проверки готовности ребенка
Для тех, кто рассматривает домашнее обучение https://www.977.com.ua/blog/distanciyne-navchannya-ne-krashche-ne-girshe-inakshe
#подготовкакшколе #подготовишки #підготовишки #Вшколу #1вересня #1сентября